Беседа с учителем русского языка и литературы Муравкиной Е.А.

Муравкина Евгения Анатольевна - учитель русского языка и литературы, школа №1

 В 1994 г. окончила Орехово-Зуевский педагогический институт. 

Евгения Анатольевна, известно, что работа педагога отличается своей сложностью и напряжённостью. Почему Вы выбрали именно эту профессию?

В школу работать я пришла после 4 курса института. Это была школа №21 в закрытом городке на Урале, где проходил службу по распределению мой супруг. Самые сложные первые 5 лет прошли в очень большом (2000 учащихся  и почти 140 учителей) и очень доброжелательном коллективе. Именно коллеги  утвердили меня в желании  остаться в профессии и двигаться в своём профессиональном развитии. В 1997 году я вернулась в родной город,  и коллектив  первой школы стал мне родным.

 Ещё в четвёртом классе я знала, что стану учителем. Я была просто очарована своей учительницей Гудошниковой Э.В.  До сих пор преклоняюсь перед мастерством,  харизмой и многогранностью учителей пятой школы  - Мухиной Н.П. и Танаевой А. А. Директор школы Шувикова Н.М. помогла мне утвердиться в своём профессиональном  выборе,  когда давала возможность заменять учителей в День самоуправления.  Настоящий учитель  всегда и на долгие годы оставляет след в душе ученика.

    Поначалу я хотела быть историком, но открытия в литературе в 90 – е, перестроечные годы,  а ту пору появилось много литературы,  ранее запрещённой,  изменили мой выбор, и я решила стать лингвистом. 

   В настоящее время я  классный руководитель  6 «А» класса. У меня 30 учеников,  все  ребята сильные, и обладают лидерскими качествами. В классе 20 девочек и 10 мальчиков, все мои ученики – это чьи-то любимые домашние дети.  Девочки - все  исключительно принцессы. У них особенно остро развито чувство слова, они чутко реагируют именно на слова.  Практически все ребята занимаются  дополнительно музыкой, спортом, изобразительным искусством.  Немало ребят достигли высот в соревнованиях и конкурсах. Я всегда стараюсь отметить их успех в классе, потому что знаю, как  важен для них признанный  сверстниками успех. 

 В преподавании литературы я давно отметила для себя одну особенность: пока  писатель только лицо с портрета  - он ребятам чужой. Но стоит только побывать на Родине писателя или в хорошем музее – и он оживает. Поднятые им в произведениях темы, становятся ближе  моим юным читателям. Вот почему   каждый год с учениками  10-го класса  я  обязательно   отправляюсь  в «Ясную поляну», на Родину великого писателя Л.Н. Толстого.  Я сама люблю этого писателя и стараюсь, чтобы и дети его поняли, и тоже полюбили. Кроме того мы с ребятами  посещаем и в другие музеи, это необходимо, чтобы ребята знали культуру своей нации.

В чём Вы видите сложность  педагогической  работы?

 Сложность в учительской работе словесника в  наше время  заключается в том, что сейчас ребята мало  читают или делают это неохотно,  к моему удивлению и непониманию,  им совсем не стыдно делать орфографические ошибки.  Сейчас многие пишут безграмотно и совсем не переживают по  этому поводу.  Между собой ребята общаются посредством СМС переписки. У них развито СМС - мышление, они  пренебрегают знаками препинания в предложениях, у них отсутствует такое понятие, как правильность построения фразы. Им  просто забавно и весело писать безграмотно. В связи  с этим им, конечно,   непросто писать сочинения.  Однако к поэзии многие из них относятся трепетно,  любят читать стихи о любви, об одиночестве, о сложных взаимоотношениях, конечно, всё это происходит в силу их возраста, и это надо учитывать. Многие любят стихи  Эдуарда Асадова, Вероники Тушновой.  Среди моих учеников есть те,  кто по окончании школы идёт учиться в педагогические вузы. Таким ребятам я всегда честно стараюсь представить изнанку труда учителя, чтобы они избежали разочарования.  Я считаю, что профессия учителя  во многом  артистическая профессия. О профессии учителя красиво сказал Л.Н. Толстой: "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию".

Понятно, что работа педагога сопряжена с большими трудностями. Как Вы отдыхаете после рабочего  дня?

У меня много увлечений. Я люблю путешествовать, посещаю столицы разных государств. В моей  «познавательной дорожной коллекции» их уже достаточно много. Недавно была в Стамбуле, многое увидела, о многом узнала. Из таких поездок я всегда возвращаюсь с хорошим  настроением и с горячим желанием продолжать свои путешествия. Летом  занимаюсь садово-огородными делами. Такой вид отдыха мне тоже очень нравится. Я люблю природу и стараюсь по возможности находиться ближе к ней. И, конечно, моя семья, мои дети, которым хочется отдавать всё свободное время.