От науки к практике: трансформация образования в современном университете. Интервью с руководителем Университета "Дубна"

Интервью с и.о. ректора Государственного университета «Дубна» Андреем Деникиным

Новое инженерное образование

«В России полноценной подготовки кадров для мобильной энергетики нет нигде. Мы решили, что раз наш университет достиг серьезного научно-технического задела в этом направлении, надо конвертировать его в образовательную программу».

— Андрей Сергеевич, в 2022 году Университет «Дубна» перешел из собственности Московской области в федеральную собственность, Вашим учредителем стало Минобрнауки. Как это изменило работу вуза?

— Правительство Московской области было нашим учредителем со дня основания университета, и поначалу у такого подхода было много плюсов. Губерния относилась к вузу очень внимательно: наше финансирование от региона было на уровне Московского государственного университета. Это помогло нам сразу взять высокую планку и по качеству образования, и по уровню привлекаемых кадров. Привлекательным было соотношение численности студентов и преподавателей — один к пяти. Всё это позволяло в 1990-е — начале 2000-х годов не только быть интересным вузом для топовых преподавателей со всей России и укомплектовать ими сразу несколько кафедр, но и в целом снимало всякие вопросы к университету.

Другой важный момент — наша локация. Несмотря на то, что университет создавался в таком уникальном месте, как Дубна, о чем, я думаю, мы еще обязательно поговорим, начинать нам приходилось с нуля, почти на пустом месте. Образовательных учреждений в Дубне, кроме базовых кафедр некоторых вузов, не было, и поддержка со стороны региона была нам необходима.

Со временем Университет «Дубна» вырос в один из ведущих вузов по ряду направлений подготовки. В частности, я могу утверждать, что физику и ИТ-технологии у нас преподают на самом высоком уровне. Но так получалось, что когда запускались интересные федеральные проекты, нам как региональному вузу невозможно было в них попасть — просто в силу учредительного статуса. Одно лишь слово «федеральное» в проектных требованиях накладывало на нас ограничения, и в результате мы проходили мимо таких важных для нас составляющих университетской деятельности, как распространение российского образования за рубежом, привлечение иностранных студентов и других направлений работы. Сейчас, когда мы перешли к новому учредителю, все эти ограничения для нас сняты, и перед университетом открылся ряд возможностей, которые до этого были нам недоступны.

— Среди стратегических проектов Университета «Дубна» — «Мобильная энергетика», «Биотех» и «Новое инженерное образование». Почему Вы выбрали именно эти направления?

— Здесь нужно сказать несколько слов о том, где мы находимся. Наукоград Дубна многие знают как город физиков, где ведущим градообразующим предприятием является всемирно известный научный центр — Объединенный институт ядерных исследований. На самом деле за последние 20 лет Дубна сильно преобразилась. В городе появилась особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Дубна», и сегодня она одна из ведущих по показателям эффективности ОЭЗ в стране. Там работают более 150 компаний-резидентов, все они занимаются не фундаментальной наукой, а производят высокотехнологичную наукоемкую продукцию.

Одним из наиболее перспективных направлений в ОЭЗ является биомедицинский кластер, последние 10 лет он развивается очень интенсивно. Государство поставило четкую задачу: сформировать медицинскую и медико-техническую составляющую нашей экономики максимально независимой и самодостаточной. Поэтому те компании, которые занимаются этим направлением в Дубне, не просто перенесли чужие технологии, а ведут собственные разработки, производят новые лекарства и медицинскую технику.

Университет «Дубна» тоже начал развивать на имеющейся у нас базе биотехническое и биомедицинское направление. Сейчас это один из наших стратегических проектов, и мы стали одним из ключевых партнеров по подготовке кадров для тех самых биотех-компаний в особой экономической зоне.

Еще одно перспективное направление, которое было выбрано исходя из возможностей научной базы вуза, — мобильная энергетика. В университете сформировалась команда талантливых молодых исследователей, которые предложили технологию создания литий-ионных аккумуляторов с абсолютно уникальными характеристиками. Они не просто улучшили показатели этих аккумуляторов, а изобрели устройство, которое может оставаться дееспособным в течение десятилетий. Представьте себе, что вы зарядили батарейку, которая через 25 лет останется пригодной для того, чтобы ее использовать в каком-нибудь аппарате. Эта технология очень востребована как в гражданской промышленности, так и в военной.

В России есть несколько исследовательских центров, которые развивают подобные технологии, но полноценной подготовки кадров для мобильной энергетики нет нигде. Мы решили, что раз наш университет достиг серьезного научно-технического задела в этом направлении, надо конвертировать его в образовательную программу. Запускаем ее с 2023 года на стыке двух разных укрупненных групп — химических технологий и электроэнергетики и электротехники. Выпускники этой программы станут уникальными специалистами с двумя дипломами и двумя квалификациями, будут разбираться в электротехнике и электроэнергетике, понимать, что такое химическая технология производства мобильных электроэнергетических устройств.

«Мы стремимся к тому, чтобы у нашего молодого инженера на выходе в портфолио значилось участие в живом проекте с реальным результатом, который был внедрен или, как минимум, использован работодателем».

— А что означает Ваше третье стратегическое направление — «Новое инженерное образование»?

— Думаю, все мы, вузы, двигаясь в этом направлении, мыслим примерно одними и теми же категориями. Университету «Дубна», который готовит инженерно-технические кадры, всегда было важно обеспечить высокое качество базовой инженерной подготовки и наладить тесные контакты с работодателями. Наша задача — выстроить подготовку инженеров в следующем ключе: первые 2 курса даем высочайшего уровня базовую подготовку по общеинженерным дисциплинам, а начиная с 3 курса привлекаем студентов к проектам компаний-партнеров.

По пути комбинирования классического университетского образования с проектным подходом идут практически все инженерные вузы, потому как со стороны компаний-партнеров постоянно звучат пожелания, что им очень не хватает ребят с опытом работы. Мы стремимся к тому, чтобы у нашего молодого инженера на выходе в портфолио значилось участие в живом проекте с реальным результатом, который был внедрен или, как минимум, использован работодателем.

«Оценку качества подготовки студентов нужно проводить в том числе с привлечением сторонних проверяющих, в первую очередь — работодателей для наших выпускников».

— О перестройке инженерного образования высказался Ваш коллега, ректор Санкт-Петербургского горного университета в своем проекте стратегии «по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием». В частности, ректор предлагает «практиковать в вузах аттестацию студентов дневных отделений по завершении изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин. По ее результатам осуществлять распределение по специализациям, отбирать лучших студентов на углубленную подготовку». А Вы что думаете?

— Согласен с такой постановкой задачи, но сформулировал бы иначе: российские вузы должны обеспечить систему контроля качества подготовки. Существенный недостаток нашей системы образования в том, что качество подготовки в вузах оценивают те, кто эту подготовку осуществляет. Внутренний аудит мешает объективной оценке, потому что редко кто из работников скажет, что он плохо справился со своими задачами и недоволен результатом. На мой взгляд, оценку качества подготовки студентов нужно проводить в том числе с привлечением сторонних проверяющих, в первую очередь — работодателей для наших выпускников.

Приведу пример из практики среднего профессионального образования, по которому в Университете «Дубна» сформировался большой блок образовательных программ. В качестве итоговой аттестации в СПО теперь проводится так называемый демонстрационный экзамен. Для его сдачи у выпускника есть как минимум 8 часов, чтобы выполнить практические задачи по своей профессиональной деятельности и сделать реальный продукт. Например, электромонтер создает на определенном рабочем участке систему электроснабжения объекта, включающую прокладку электрических кабелей, кабель-каналов, устанавливает и настраивает распределительные устройства, датчики и другие приборы, всё подключает, проверяет и демонстрирует работоспособность.

Вот это реальная оценка качества подготовки, и нечто подобное можно было бы реализовать на уровне высшего образования. Правда, это дорогостоящая задача. Демонстрационный экзамен в СПО по каждому направлению ежегодно обходится в суммы от одного до нескольких миллионов рублей. И это только на организацию площадки, где проходит экзамен.

— В Вашем университете проводятся кампусные курсы. Расскажите, пожалуйста, об этом формате обучения.

— Очевидно, что поступившие в вуз первокурсники отличаются уровнем подготовки. Есть высокобалльники, мотивированные к обучению, и есть ребята послабее, которые в силу разных обстоятельств не смогли освоить или недополучили в школе нужных знаний и навыков. С учетом этой дифференциации студентов мы разделяем кампусные курсы на две группы: те, где студенты младших курсов могут подтянуть свои школьные знания до необходимого уровня, и те, где обучаются ребята, которые хотят изучать больше, чем вмещает стандартная образовательная программа.

Первые образовательные проекты опережающего уровня, которые предполагали, параллельно с основной образовательной программой, дополнительные курсы углубленного изучения отдельных предметов, появились у нас в 2018 году. Зачем они были нужны? Мы столкнулись с тем, что нашим компаниям-работодателям требовались специалисты по определенному направлению, но при этом обладающие дополнительными компетенциями и знаниями в смежных областях. Этот подход мы решили использовать и дальше, чтобы повысить конкурентоспособность наших выпускников, обеспечить им явное преимущество перед другими кандидатами при трудоустройстве.

Кампусные курсы бесплатны для студентов, они проводятся в интересах и при финансовой поддержке наших работодателей.

Сверхзадача ПИШ — готовить уникальные кадры для российской экономики

— Передовая инженерная школа Университета «Дубна»: какие задачи она решает?

— Университет был создан в начале 1990-х годов, когда наукоград Дубна был в значительной степени сформирован, и по сути мы стали отражением его научно-производственного комплекса. Наши образовательные программы строились по следующей схеме: теоретическую и учебно-практическую составляющую обеспечивает университет, а практическую и научно-исследовательскую — партнерская организация-работодатель, такая как, например, Объединенный институт ядерных исследований. Из-за этого учебная и научно-исследовательская материально-техническая база университета не получала серьезного развития просто потому, что было бы странно создавать в вузе ускоритель, который уже работает и доступен, условно говоря, по соседству, в ОИЯИ. Проще было на учебных занятиях давать студентам базовые понятия и знания и дальше направлять их на предприятие — вживую познакомиться с оборудованием, его реальными характеристиками, поучаствовать в практических задачах.

В то же время у нашего университета сформировались уникальные направления исследований, в рамках которых мы способны реализовать новые полноценные образовательные программы, с хорошей научно- и материально-технической базой, обеспечивающей университету лидерство даже при работе с крупными партнерами. Сейчас мы делаем ставку на развитие электрохимических технологий, мобильную энергетику и разработку источников тока нового поколения с уникальными характеристиками.

— Какова, на Ваш взгляд, сверхзадача ПИШ?

— Если говорить в целом о проекте — это подготовка уникальных кадров для российской экономики. Конкретно для нашей Школы сверхзадача — на реальном примере отработать технологию создания нового образовательного направления или программы, пройдя путь от генерации научной идеи и создания новой технологии до выпуска специалистов с уникальными компетенциями. Следующим этапом должно стать масштабирование этого опыта.

Профориентация не включена в KPI школы

«Мало у кого из абитуриентов заранее есть полная информация обо всех возможностях вузов, в том числе топовых».

— Поговорим о прошедшей приемной кампании. Исследователи из ВШЭ отмечают, что «высокобалльники нередко идут в слабые вузы — их просто неправильно ориентируют». В своих выводах они полагают, что причина в том, что «обычные школы почти не занимаются профориентацией и не информируют учеников о доступных и адекватных вариантах поступления. В итоге даже отличники просто не рискуют поступать в лучшие вузы». Университет «Дубна» входит в топ-100 лучших вузов России и топ-10 университетов по качеству приема. Сталкивались ли Вы с такой проблемой?

— Я прочитал исследование коллег из «Вышки», и оно вызвало у меня противоречивые ощущения. Не мне критиковать систему профессиональной ориентации в школах, я не много о ней знаю. Могу лишь судить по личному опыту: выбор вуза — это вопрос семьи.

Мы как вуз тоже приходим в школы, выступаем на родительских собраниях, рассказываем о наших программах обучения, преимуществах, особенностях, приглашаем на дни открытых дверей. Но я подозреваю, что у школ нет такого показателя эффективности, как профориентационная работа, она не входит в KPI директора, поэтому в разных учреждениях к этому вопросу относятся по-разному: где-то уделяют серьезное внимание, а где-то не уделяют вовсе.

Школу оценивают по величине баллов ЕГЭ: если выпускники получили высокие баллы, значит, она хорошо отработала. А вот то, какого уровня и содержания там проводят профориентацию, полагаю, никто не оценивает. У предметников нет задачи разъяснять ученикам: хотите стать классными IT-специалистами, поступайте в ИТМО, чтобы стать суперинженерами — идите в Бауманку, хотите быть физиками — поступайте в «Дубну» и так далее. Учителей, уделяющих этим вопросам большое внимание, я думаю, очень мало, и в этом смысле отсутствие информации сказывается на том, куда поступают высокобалльники. Поэтому-то у отличников, особенно из глубинки, не хватает понимания и смелости попробовать поступить в топовые университеты с уникальными образовательными программами. Это комплексная проблема, для которой необходимы не локальные рецепты, а единый системный подход на федеральном уровне.

Нам тоже приходилось сталкиваться с подобной ситуацией. После подачи заявления на поступление мы в течение полутора-двух месяцев ведем персональное общение с каждым абитуриентом, рассказываем об особенностях нашего обучения. Для многих ребят эти коммуникации с вузом становятся ключевым фактором при принятии решения. Они могут знать, что в Университете «Дубна» одни из лучших программ по физике и IT-направлениям. В результате перед абитуриентом встает непростой выбор — за короткий срок решить, куда же ему идти: к нам, в Физтех, в МИФИ или МГУ. Мало у кого из абитуриентов заранее есть полная информация обо всех возможностях вузов, в том числе топовых.

— Вы перечислили университеты, которые все, за исключением Вашего, находятся в столице. Локация каким-то образом снижает Вашу конкурентность?

— Дубна находится в 120 километрах от Москвы. Для абитуриентов, которые приезжают к нам за 2000 км, это практически Москва. Проблема как раз в том, что дубнинские выпускники-высокобалльники уезжают учиться в столицу. Как водится, нет пророка в своем отечестве: будучи одним из лидеров в подготовке по физике и математике, нам пока непросто выиграть борьбу за дубнинцев у Москвы и Санкт-Петербурга. С другой стороны, за последние 3 года у нас появился поток абитуриентов с хорошими баллами из Москвы, что меня поначалу даже удивляло. В целом же в Университет «Дубна» ежегодно поступают жители из 70−75 регионов России.

Дубна интересна прежде всего мобильной молодежи. Местным предприятиям не хватает кадров, многие компании борются за хороших специалистов, иногда даже путем переманивания их друг у друга. Так вот иногородние ребята часто оказываются более конкурентоспособными, потому что, на мой взгляд, их главное преимущество, по сравнению с остальными, в том, что они видят мир шире. Они уехали учиться далеко от дома, они более мотивированные, амбициозные, нежели те, кто тихо сидит в родном регионе и рассчитывает на то, что где родился, там и пригодился. Среди наших первокурсников примерно 70% — приезжие, и столько же из них после выпуска остаются в Дубне, находят здесь работу, возможности для построения карьеры, комфортные условия для жизни.

Кроме того, статус наукограда сформировал в Дубне особую атмосферу, это очень чистый, безопасный, интеллигентный город. У нас одна из лучших экологических локаций в Подмосковье — ни одного вредного производства, никаких химических предприятий.

Преподаватель-практик: как его привлечь и удержать в вузе

«Я всегда говорю абитуриентам, которые поступают к нам на физику или информатику: специальные и общефизические дисциплины и целый ряд крутых программ по большим данным и искусственному интеллекту вам будут преподавать люди, которые работают по принципу: „с утра я сделал открытие, а после обеда рассказал о нем вам“».

— В начале разговора мы обсудили, насколько для студентов технического вуза важна практика. В идеале преподаватель будущего инженера тоже должен быть практиком в той сфере, в которой он ведет занятия. При этом нужно, чтобы он был хорошим лектором, преподавал интересно, нескучно. В реальности совместить две эти ипостаси сложно: практики или предпочтут работать вне университета, или часто не обладают преподавательским талантом. Как можно решить эту дилемму?

— Когда мы разрабатывали наши образовательные программы, то сразу ставили задачу — приглашать в университет действующих ученых-практиков. Будучи сотрудником кафедры ядерной физики я всегда говорю абитуриентам, которые поступают к нам на физику или информатику: специальные и общефизические дисциплины и целый ряд крутых программ по большим данным и искусственному интеллекту вам будут преподавать люди, которые работают по принципу: «с утра я сделал открытие, а после обеда рассказал о нем вам». Мы стараемся построить этот процесс так, чтобы расстояние между передним краем науки и техники и университетской партой было минимальным. Сделать это можно только привлекая к преподаванию сотрудников компаний-партнеров, работодателей. По-другому это не работает, разве что в очень крупном университете, где есть большие научно-исследовательские подразделения.

Важная составляющая работы с приглашенными преподавателями — это умение вовлекать и убеждать их в том, как важно, чтобы они нашли возможность потратить часть своего рабочего времени и поделились знаниями. Для этого им нужно создать в университете комфортные условия, избавить от бумаготворчества и рутины.

Со стороны основного работодателя сотруднику тоже нужна поддержка, чтобы там ему не сказали: раз ты эти часы у меня не работаешь, то и оплачиваться они не будут. Наоборот: компании должны быть заинтересованы в том, чтобы сотрудник участвовал в образовательном процессе вуза, который готовит для них кадры, и не только оплачивать ему часы в университете, но и дополнительно стимулировать его педагогическую деятельность.

— Работодатель, как правило, четко формулирует, какие именно компетенции от выпускника вуза ему нужны, какой специалист ему требуется на решение конкретной задачи. С одной стороны, это плюс: университет получает «техзадание» от заказчика и готовит по нему специалиста. С другой стороны, студент «затачивается» под конкретное место работы. Разве это не сужает его профессиональные перспективы?

— Думаю, это неизбежно. Специализация в рамках профессии — совершенно нормальный процесс. Другое дело, что если жизнь складывается так, что приходится перепрофилироваться, человек с высшим профессиональным образованием должен понимать, как это сделать. Задача вуза — дать студенту инструмент, с помощью которого после выпуска он мог бы в случае необходимости сменить карьерный вектор.

— Андрей Сергеевич, если бы у Вас было больше возможностей заниматься наукой, исследованиями, чем бы Вы занялись?

— Моя специализация — ядерная физика низких энергий. С удовольствием продолжил бы и дальше заниматься изучением ядерных реакций, которые происходят при столкновении тяжелых ядер. Сосредоточился бы на экзотических и сверхтяжелых ядрах — это то, чем я занимался до прихода в университет, будучи сотрудником Объединенного института ядерных исследований, и чем продолжаю по мере возможности заниматься сейчас.

— Время Вашего ректорства — как бы Вы хотели, чтобы его запомнили в университете?

— Я бы хотел, чтобы в Университете «Дубна» работала большая команда единомышленников, инициативных и мотивированных сотрудников, которым было бы комфортно в вузе. Чтобы они понимали, как много могут сделать для университета и, собственно, делали это.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова

 
Читайте также
16.05.2024 | 18:02    670
Урок безопасности для студентов Университета «Дубна» прошел на территории управления № 4 ГКУ МО «Мособлпожспас».
18.05.2024 | 19:03    410
17 мая на набережной имени Д.И. Менделеева состоялось открытие фото выставки "Передовые технологии для вашего здоровья". Экспозиция подготовлена большой командой специалистов "Клиники ДНК", где работают более 100 медиков по 50 направлениям. Ежегодно здесь...
13.05.2024 | 18:15    780
Вечером 12 мая в Левобережной Дубне на круге возле магазина "Атак" легковая автомашина сбила мотоциклиста. - 24-летнего мужчину на питбайке.